От идеи до международной финтех-компании: интервью с директором Wooppay Александром Бондаренко

    поделиться
Автор: Анна Русакова 23-06-2022

 

Wooppay — казахстанская финтех-компания, которая создает и внедряет платежные и технологические решения для пользователей по всему миру. По данным финансово-экономического журнала Forbes.kz, Wooppay стала первой системой электронных денег, занесенной в реестр Национального банка РК в качестве платежной организации.
Мы побеседовали с директором Wooppay Александром Бондаренко о создании проекта, популярных продуктах и людях, которые там работают.

Александр Бондаренко пришел в проект в ноябре 2011 года в качестве специалиста технической инфраструктуры. Кстати, первый прототип платежной системы был представлен на домашнем компьютере Александра, а так как офиса у компании еще не было, как и оборудования, то и серверы находились на домашней станции.

—  Расскажите, пожалуйста, как зародилась идея создания компании Wooppay?

— В апреле 2011 года у Александра Дорошенко, основателя и директора по развитию компании, возникла идея, почему бы не создать удобный сервис для оплаты коммунальных услуг с баланса мобильного телефона. С этой идеей мы поехали в Алматы на конкурс стартапов BarCamp. Назвали проект «Мобильный Казахстан». Показали его на конкурсе, но нам сказали, что скорее всего ничего не получится. В то время мы были энтузиастами из IT и многого еще не знали о финансовой сфере.

Обновленную версию проекта мы показали в марте 2012 года. Проектом заинтересовались инвесторы, и уже 1 декабря была проведена первая транзакция вместе с «Евразийским банком»: пополнение мобильного баланса с электронного кошелька. С этого момента 1 декабря 2012 года считается днем рождения компании.

К моменту запуска электронного кошелька в нем была выстроена целая экосистема. К сервису Market нам удалось подключить магазины Sulpak, «Белый ветер», «Мечта». Доставка цветов, еды, онлайн-покупка билетов, заказ столиков в ресторане — все это уже было  в первой версии 2012 года.
Электронный кошелек уже работал по всему Казахстану, несмотря на то что инфраструктура безналичных платежей только начинала развиваться. Проблема была в другом: у людей не было выработанной привычки и доверия к платежам в интернете. При низкой финансовой грамотности населения и низком проникновении на рынок безналичных транзакций такой продукт развивать было сложно.

— В начале пути проект Wooppay был презентован в Кремниевой долине. Что это дало для развития?

— В 2013 году мы стали одними из победителей конкурса KZ START и за счет государственного гранта прошли акселерацию в Кремниевой долине. В Калифорнии нам посоветовали сфокусироваться на определенных продуктах. Мы выбрали два: электронный кошелек и способ приема оплаты на сайтах поставщиков.
Погрузились в экосистему стартапов, многое узнали о зарубежных разработках и поняли, что важен нетворкинг. Так, в Караганде мы провели первый IT-митап, на котором собралось более 100 человек и который позже вырос в проект «Терриконовая долина».

— Александр, почему за основу проекта была выбрана именно система электронных денег?

— Идея была спонтанной.  Мы понимали, что качественных решений на нашем рынке пока нет. В этом направлении можно было развиваться, создать что-то крутое и полезное, чем будут пользоваться люди. Но чтобы реализовать идею, пришлось в корне поменять подход. Если раньше стартапы вырастали в большие проекты благодаря идее, то теперь нужно было разрабатывать продукт исходя из запросов рынка. Благодаря такому подходу в ноябре 2014 года проект вышел на самоокупаемость.

— Wooppay — первая система электронных денег в Казахстане, занесенная в реестр Национального банка в качестве платежной организации. Что это дает вашим пользователям?

— Когда мы начинали, понятия платежной организации еще не было: всего порядка 2-3 абзацев об электронных деньгах. По мере нашего развития мы принимали активную роль в становлении рынка, создании и модификации действующего законодательства в сфере электронных денег и платежей.
Сегодня уже разработана регуляторная база, проработана политика в сфере безопасности платежей, регламентированы процедуры идентификации, лимитов, в рамках которых можно действовать. Наличие учетной регистрации — гарант того, что Национальный Банк изучил бизнес-план, внутренние процедуры компании и подтверждает соответствие всем требованиям законодательства.

— Какие продукты представлены в компании на данный момент?

— До определенного времени фокус в компании был направлен на B2B решения. Мы приходим к крупному бизнесу, у которого есть клиентская аудитория, и предлагаем финтех-решение под ключ. У нас есть все необходимые лицензии, отлажены процессы по обеспечению безопасности, подключению, сверкам, отчетности, взаимодействию с регулятором, есть интеграция с поставщиками услуг и обширная инфраструктура ввода и вывода средств. Таким образом, бизнес может спокойно взаимодействовать с клиентами, а все вопросы перемещения денег и юридические формальности мы берем на себя. Пример такой реализации — МФС (мобильные финансовые сервисы) — платежи с баланса телефона, где мы предоставляем юридическую и техническую базы проекта. Данное решение используется у всех мобильных операторов в стране.

Что касается клиентских продуктов, то у нас есть электронный кошелек Wooppay и продукт для малого бизнеса Woopkassa. Сейчас совместно с Visa мы готовимся к запуску виртуальной карты, которая будет привязана к балансу электронного кошелька. Не нужно будет иметь банковский счет, достаточно открыть электронный кошелек, пройти упрощенную идентификацию и получить карту. Ее можно привязать к Apple Pay, Samsung Pay или Google Pay, а также использовать для оплаты онлайн. 

— Woopkassa для бизнеса: чем удобна и полезна для предпринимателей?

Мы предоставляем бизнесу возможность принимать платежи от клиентов с банковских карт и с баланса мобильного телефона. Наше основное преимущество в том, что платформа интегрирована с различными поставщиками интернет-эквайринга, за счет чего мы обеспечиваем бесперебойность работы и повышаем конверсию. Если вдруг один из поставщиков банковского эквайринга не работает, то мы автоматически переключаемся на другого поставщика, и клиенты не замечают неполадок с сервисом. Подключение поставщиков к Woopkassa происходит всего за несколько часов.  Анализировать и управлять транзакциями можно в личном кабинете. Доступ к нему и техподдержка круглосуточные.

— Как и почему нужно пользоваться Wooppay-кошельком?

— Кошелек создан таким образом, чтобы совершить платеж было легко и просто. А чтобы увеличить лимиты при его использовании достаточно пройти упрощенную, удаленную идентификацию. Зарегистрироваться можно из любой точки мира, нужен номер телефона или аккаунт социальной сети. К кошельку привязываете любую карту, баланс мобильного телефона или пополняете его через терминал или интернет-банкинг  и оплачиваете: сотовую связь, онлайн-игры, регулярные платежи и пр.

С новой цифровой картой это станет еще удобнее: можно будет заменить большое количество пластиковых карт на одну электронную и для этого не нужно быть клиентом определенного банка.

— Александр, какое количество пользователей и каких стран сегодня активно пользуется продуктами Wooppay?

— Сегодня почти 12 млн человек из более чем 30 стран хотя бы раз воспользовались услугами нашей платформы. Платформа также представлена в Узбекистане и Таджикистане, а сейчас мы получаем лицензию в Грузии. В Узбекистане и Таджикистане мы подключились к местным карточным системам, заключили договор и провели интеграцию с иностранными поставщиками услуг, например VK.
А еще запустили переводы денег и решения для мобильных операторов. Так пользователи с баланса мобильного телефона могут производить оплату за проезд, комуслуги. 

— Хотелось бы узнать и о команде Wooppay, о людях, которые стоят за продуктами. Сколько сегодня человек трудится в компании и какие это люди?

— Изначально команда состояла всего из 5 человек, на данный момент нас уже более 150. Мы стараемся брать в команду заряженных людей, которые готовы менять мир и которым не сидится на месте. Очень важно, чтобы человек был инициативным, готовым брать на себя ответственность.

В компании мы даем развиваться людям в разных направлениях. Например, наши специалисты техподдержки вырастают в крутых разработчиков, DevOps-инженеров, аналитиков, экономистов. Если вдруг сотруднику надоело заниматься тем, чем он занимается, можно поговорить с ним и наметить новые горизонты развития в компании.  

— Важно не только привлекать, но и удерживать сотрудников, вдохновлять. Расскажите, пожалуйста, о корпоративной культуре.

— У нас есть выстроенная система мотивации, различные бонусы, плюшки, над реализацией которых трудится целый отдел. Весь второй этаж отдан под развлечения и активности: настольный теннис, VR-очки, PlayStation, Xbox, барабанная установка, гитары. Очень много мероприятий: футбол, баскетбол, митапы, корпоративные игры. График работы свободный, можно работать удаленно из разных городов и даже стран. У нас нет дресс-кода и в компании общаемся на «ты».

— Каким по вашему мнению должен быть руководитель?

— Думаю, он должен быть открытым к критике и возражениям. Должен брать на себя ответственность за людей и компанию, быть лидером и видеть в людях возможности для развития.

— Какая главная миссия у Wooppay?

— Мы создаем решения для более эффективного движения денег. Наша цель в том, чтобы облегчить людям проведение операций с безналичными средствами по всему миру.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
А вы ждали обновленные ноутбуки серии MateBook D?
08-02-2022–

Huawei представляет обновленные ноутбуки серии MateBook D с процессорами от компании Intel

Технологии в индустрии моды
19-01-2022–

Как современные технологии меняют мир моды? 

Новые сервисы для профессионалов рынка строительства и ремонта
05-01-2022–

Как экономить на проектах в области ремонта и строительства с помощью сетей ритейла

Техноблогеры поделились впечатлениями от новых продуктов компании Huawei
19-05-2021–

Узнайте, что думают о новинках ведущие журналисты и блогеры

HR в IT: особенности и ценные советы от профессионалов

HR специалисты из компании Kazdream рассказали, в чем отличие HR в IT индустрии

Роботы наступают
05-05-2021–

Ведущий мировой производитель роботов безопасности представляет свои продукты казахстанскому рынку

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!