Марина Шарипова: «Я хотела быть медиумом между моими героями и слушателями»

Как запустить свой подкаст и преуспеть в этом

    поделиться
Автор: Зульфия Раисова 28-05-2021

 

Фотографии из личного архива

Марина Шарипова – предприниматель, блогер, бегунья, автор курса по подкастингу. Превратила свое хобби в основной источник дохода. Сегодня она развивает движение подкастеров в Казахстане и готовится к марафону в Германии. В интервью Mybusiness.kz вы узнаете, что надо делать, чтобы запустить подкаст и как на этом заработать.

- Марина, вы предприниматель, блогер, подкастер, но что самое важное для вас из всего этого?

- Бег – это мой образ жизни. Раньше, работая в спортивном маркетинге 3 года, я занималась популяризацией циклических видов спорта – бег, плавание, велосипед, лыжи. Это в компании I Love Supersport – международная частная спортивная школа по циклическим видам спорта.

Подкастинг я начинала с хобби, но у меня так часто бывает, когда я во что-то влюбляюсь, потом думаю, как на этом заработать. Это было в 2019 году, в июне этому событию будет уже 2 года.

У меня был журналистский опыт на телевидении, поэтому для меня это было органично, так как я знала, как брать интервью и работать с медиапродуктом. Я хотела быть медиумом между моими героями и слушателями.

Когда я во что-то влюбляюсь, потом думаю, как на этом заработать

Через год вместе с подругой Жанаргуль мы запустили подкаст "Книгометр", а до этого я работала над авторским подкастом «Морское время». Когда ты работаешь с партнером, то вы друг друга дисциплинируете, следуете графику. Подкаст недавно отпраздновал годовщину и у него уже есть постоянные слушатели.

Год назад, в апреле, я поняла, что хочу создать курс, потому что только за неделю три человека обратились ко мне с вопросом, как делать подкасты. Помню за пару дней я создала программу курса и пригласила на тестовый поток знакомых, они прошли его ускоренно за неделю. В итоге, я провела 10 потоков, выпустилось 130 человек, но подкасты запустили не все.

- Получается, вы первопроходец в подкастинге?  Каково это?

- Я не считаю себя первопроходцем. Первые подкасты появились в 2008 году в Казахстане. Какие-то передачи работники радио начали называть подкастами, но это не совсем верно.

Подкасты от радио отличаются тем же, что и Нетфликс от телевидения. Это стриминговый сервис, когда ты потребляешь не просто подключившись на случайную передачу, а когда ты сам выбираешь, что тебе слушать.

Они отличаются технологией распространения, подкасты распространяются через RSS feed. Здесь нет необходимости грузить на каждую площадку отдельно, достаточно зарегистрироваться на хостинге.

Также некоторые YouTube шоу и аудио в Telegram азывают подкастом, хотя у самих подкастеров на этот счет нет единого мнения. Одни считают, что это не подкасты, потому что для них подкаст только через RSS feed.

Другие говорят, что какая разница, главное – аудио и это слушают. Я же склоняюсь больше к первому.

Есть еще «старожилы подкаста», которые появились в 2016-2017 году В основном это ребята, кто учился за рубежом. Вот они первопроходцы. Это «Find You B», «Ежедневные смыслы» Ларисы Пак, «Один процент».

Я от многих слышу, что меня считают первой в подкастинге, но я скорее первый блогер, кто запустила подкасты и начала их популяризировать.

- С какими трудностями вы столкнулись, когда запускали первый подкаст?

- Когда запускала первый подкаст, то боялась, что будет мало слушателей. На тот момент это было что-то новое. Кстати, почему подкаст, потому что я хотела проводить эфиры с интересными людьми в Instagram. 

Но тогда подвела скорость интернета и я решила, что такого качества записи публиковать в интернет не стоит, так я поняла, что мне необходимо что-то более устойчивое и подкаст стал им.

Я своим ученикам говорю, что если вы боитесь провала, то в худшем случае вы опозоритесь перед 100 людьми, кто слушает подкасты, а если выложите на YouTube, то перед 1000. Не такая большая цена вашего провала и позора. Ничего страшного не случится.

Больше всего я переживала за свой курс по подкастингу, потому что это была смелость, сказать, что я вас научу подкастингу. Но, как только я начала видеть результаты своих учеников, то моя уверенность укрепилась. И год пандемии меня прокачал как спикера. Я делала поток за потоком, потому что был большой интерес.

- Что самое важное в подкастинге?

- Это идея, ваши задачи, которые решает подкаст. Звук – это сопутствующее.

- Сколько финансовых средств было вложено в первый ваш подкаст «Морское время»?

- Если честно, то подкаст можно запустить и без расходов. Единственное – вы тратите свое время. Для меня перед запуском было самое страшное – это монтаж, потому что я не умела работать со звуком.

Так я тратила на монтаж 10 000 тенге, обложку сделал мой знакомый бесплатно и еще в 10 000 тенге обошлась мне петличка. Итого мой первоначальный бюджет составил 20 000 тенге.

- По вашему мнению, на подкастинге можно ли зарабатывать, если да, то как?

- Монетизация подкаста очень похожа на монетизацию СМИ либо блога. Это работа с партнерами, рекламодателями, в первую очередь, у вас должен быть продукт. Вы знаете о чем он, у него есть целевая аудитория, статистика.

Мы, например, вручную запускали опросник в своем подкасте, чтобы знать свою аудиторию, хотя и по откликам это тоже было понятно. С этими данными вы можете идти к рекламодателям, если они не идут к вам. Главное, чтобы предлагаемый продукт был интересен вашей аудитории.

- Какие виды рекламы бывают в подкасте?

- Это рекламная ставка, с чем-то похожая на радио. В подкасте рекламу зачитывает сам ведущий. Желательно, чтобы это была неразовая интеграция, а несколько выпусков – это будет эффективно для продукта. 

Реклама в подкасте эффективная, потому эта аудитория лояльная и она пришла слушать именно тебя. Они не наткнулись на тебя случайно, а потому что они доверяют вам. Такая реклама работает больше на пиар нежели на продажи. Но и продажи можно попробовать для этого нужны промокоды, которые позволят отследить продажи, которые пришли именно от вас.

Есть еще нативная реклама, которая встраивается в тематику подкаста. Но еще круто, когда получается найти партнера на целый сезон. Также, подкаст может служить маяком доверия, который будет подтверждать вашу экспертность и привлекать новых клиентов. Есть еще вариант – получить грант от международных организаций.

- Марина, охарактеризуйте казахстанский рынок подкастинга, какой он сейчас и что его ждет?

- Подкасты в Казахстане двигают любители, у многих из них есть основная работа и они занимаются подкастингом для души. Многие намеренно не монетизируют, чтобы сохранить эту независимость.

Но я считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы монетизировать, потому что вы вкладываете свое время. Иногда до 16 часов. В основном казахстанские подкасты на русском языке, но у казахоязычной аудитории прослушиваний больше.

Также мало тематических, узконаправленных подкастов. В Казахстане в основном все подкасты разговорные, практически нет наративных.

Компании все еще думают, стоит ли вкладываться в подкастинг, считают деньги. 

Я же считаю, что подкастинг в Казахстане продолжит развиваться, если создатели будут настроены на долгосрочную работу. Есть мировая статистика, что в Apple 2 миллиона подкастов. Но оказывается только у 880 тысяч - 4 и более выпусков

- У вас есть курс по подкастингу, что его отличает от конкурентов и как выстроена программа?

- В принципе, большинство курсов похожи по структуре. Преимущество моего курса в том, что я даю очень много про контент, так как я работала журналистом.

Это все подкреплено моим практичным опытом за время работы с 2003 года журналистом. Также из-за моего большого опыта в маркетинге, продвижении и в личном бренде я включила и эти темы в том числе.

- Поделитесь вашими дальнейшими планами в сфере блогинга, подкастинга и бега

- Хочу, чтобы подкастинг стал моим бизнесом, мне нравится вести лекции и тренинги. По бегу я планирую марафон этой осенью в Берлине, а пока просто готовлюсь. Я поняла, что не хочу заниматься достигаторством, а хочу быть просто здоровой.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Айгуль Досаева: «Когда ты задумываешься об изменениях, то они сами начинают приходить в твою жизнь»

Как после 20 лет работы в банковской сфере, уйти в предпринимательство и познать себя новую

Как не испугаться банкротства и начать новый бизнес в пандемию

Бывший риэлтор Сергей Хван во время коронавируса открыл языковую школу и не ошибся

Галия Алдабергенова: Мне очень повезло, что я превратила свое хобби в бизнес

Как мама семерых детей смогла совместить создание семьи и бизнеса

Елдос Баялышбаев: Моя цель – уничтожить стереотип о дееспособности людей с инвалидностью

Как человек с ограниченными возможностями доказал, что возможности безграничны

Елена Кондратенко: Я помогаю наладить финансовую дисциплину в компаниях

Участница проекта Umay Rocket рассказала, как сохранить бизнес в кризис

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!