Мадина Карсакпаева: «Я словно птица Феникс — восстаю из пепла»

Как человек с инвалидностью формирует инклюзивное общество

    поделиться
Автор: Зульфия Раисова 09-08-2021

 

34-летняя Мадина Карсакпаева, первый представитель ПРООН в Казахстане — Национальный Доброволец ООН и специалист в рамках программы UNV Talent program for Young Professionals with Disabilities рассказала, как была отчислена из американского университета, получила степень магистра в трех европейских странах и почему важно жить без предубеждений.


- Мадина, вы — специалист по инклюзии и разнообразию. Скажите, пожалуйста, насколько развита инклюзия в Казахстане?

- Инклюзия — это беспрерывный процесс, поэтому в Казахстане за последние несколько лет, в особенности, после ратификации конвенции ООН по правам людей с инвалидностью в 2015 году, произошло много изменений. Большинство этих изменений принимается медленно и это заметно в больших городах.
Радует, что государством был принят план до 2025 года по улучшению жизни людям с ограниченными возможностями здоровья. В феврале этого года были внесены изменения, касающиеся терминологии. До сих пор людей с инвалидностью называют «инвалиды» и «колясочники». Это грубые и некорректные слова, которые обижают людей. Думаю, со временем эта ситуация будет меняться.
В моей жизни эти слова часто задевали как ребенка. Но позже я стала понимать, что это разный уровень развития людей и воспитания. Сейчас я рада тому, что в Казахстане на законодательном уровне ситуация меняется. Но для этого всего надо время, чтобы люди начали понимать, почему это важно.

- Вы получили образование в США и в Европе. Стали первой выпускницей стипендиальной программы Erasmus Mundus с особенными потребностями. Можете рассказать о своём пути?
- Сколько себя помню, всегда искала знания в силу того, что училась на дому.  Это было связано со стигматизацией и с доступом к образованию, отсутствием инклюзии на тот момент. Особенно мне нравился английский язык. Даже сейчас понимаю, что говорить и думать мне легче именно на этом языке.
Обучалась на магистратуре по программе Erasmus Mundus. Она откликнулась мне, так как я давно хотела обучиться за границей, именно в области инклюзии, понимала, что там больше возможностей в плане передвижения и общения.
После того, как я поняла, что эта программа мне подходит - я подала документы. На тот момент, я работала в Британском Совете в Алматы. Помню, как все близкие и коллеги меня поддержали и посоветовали не упускать такой уникальный шанс.  На протяжении нескольких лет я продолжаю делиться информацией о возможностях Erasmus Mundus как страновой представитель Ассоциации выпускников.

 

Сколько себя помню, всегда искала знания в силу того, что училась на дому

- Это был ваш первый опыт обучения за границей?
- Нет. Я уже обучалась в США по программе Fulbright, поэтому у меня уже был опыт. Это было в 2013-2014 годах. Америка — это страна мечты, куда я и многие люди стремились уехать. Английский еще со времен школы легко давался, поэтому я хотела развиваться в этом направлении. В Fulbright подавала два раза и со второго раза меня приняли. Этот опыт однозначно расширил мой кругозор и я поняла, что у всех есть возможность учиться вне зависимости от того, как ты передвигаешься и кем ты являешься. В Америке я проходила программу магистратуры —  это была моя первая попытка, но я не смогла ее закончить, потому что у меня не было очного университетского опыта.  Однажды, находясь дома в 2014 году, когда была на каникулах, получила письмо о том, что я больше не в программе Fulbright. Быть дома с близкими в тот момент было моим спасением. Было трудно осознать, что моя американская мечта о высшем образовании не сбылась. Очень много переживала, но всегда искала другие возможности. Я продолжила заниматься волонтерством и помогать другим. Все же, мысль о том, что я не закончила магистратуру, не давала покоя. Я понимала, что Америка — это не предел.

- Так вы поступили на программу Erasmus Mundus? А как прошло ваше обучение в трех европейских странах сразу — Великобритании, Норвегии и Чехии?
- Учеба в трех странах принесла большие изменения в моей жизни и сделала меня еще более уверенной. Город, с которого началась моя учеба — Лондон, стал для меня один из любимых городов. Каждый раз ощущаю там свободу. По правилам программы, после Великобритании мы полетели в Осло и Прагу. За время учебы убедилась, что мне нравится особая атмосфера северных городов. В группе было 13 студентов из более 10 стран и все время мы жили рядом. Всегда вместе отмечали национальные праздники и до сих пор общаемся. 

В 2017 году у нас была церемония награждения получения степени магистра в самом центре Лондона — Royal Festival Hall.  Это был один из самых лучших дней в жизни, я чувствовала себя, как в кино. В силу того, что я являюсь человеком с инвалидностью для меня отдельно сшили мантию, чтобы, сидя в коляске мне было удобно.  В этом я увидела всю заботу, уважение и внимание к разным людям, почувствовала, что я наравне со всеми.

- С какими трудностями вы столкнулись за время учебы?
- Мне было тяжело, но из-за того, что это было то, чему я так давно стремилась — это перекрывало все мои страхи. За время учебы я научилась быть проактивной и выходить из зоны комфорта. Допустим, в Норвегии познакомилась с волонтерами. Ко мне приходила девушка, которая помогала мне по хозяйству, а я ей помогала с английским. Мы вместе готовили, я угощала ее нашим вкусным шоколадом и рассказывала про Казахстан.
Было много разных случаев, когда я могла заблудиться в городе, сказывался мой опыт обучения на дому.  Зато каждый раз я знакомилась с разными интересными людьми. Так, однажды в Лондоне, я попала на праздник соседей в одном из районов. Мои новые знакомые помогли тогда с зарядкой коляски и пригласили на праздник.  Я была поражена тем насколько люди, их дети открытые и добрые.

- А каково было учиться в университете после заочного образования в Казахстане?
- Трудно было по учебе. Были дни, когда работала в библиотеке до двух часов ночи. Из-за переутомления над диссертацией в Лондоне, я впервые попала в английскую больницу. В ночь перед защитой меня выписали и на следующее утро я уже защищала свой магистерский проект. Это был очень трудный и интересный опыт на выносливость и я его прошла.

- Кому вы благодарны за ту Мадину, которая сейчас есть?
- Близкие шутят, что какая бы тяжелая ситуация не происходила в жизни, я словно птица Феникс — каждый раз после очередной трудности восстаю из пепла.  Конечно, в первую очередь, благодарна моим родителям — это те люди, без которого не было меня такой, какая я есть. Их вера, любовь, поддержка — это, то что меня заряжает и дает силы идти вперед. Также я благодарна всем обстоятельствам и трудностям, через которые прошла.  Безусловно, это все повлияло на меня и сделало сильнее, независимее.  Моя жизнь — это постоянный поиск. Я считаю, что без поиска нет развития. Все те международные опыты образования доказывают, что надо искать и никогда не отчаиваться.

- Не каждому дано быть благодарным за то, что он имеет, а как вы научили себя этому?
- Это часть воспитания, культура моей семьи. Помимо благодарности, думаю, важно иметь желание и стремление развиваться. Будучи ребенком, я не всегда могла сделать всего, чего хотела, даже пойти в школу. Поэтому я знаю ценность разным небольшим вещам, которые для многих кажутся обыденными.

Я знаю ценность разным небольшим вещам, которые для многих кажутся обыденными

- А чем вы гордитесь больше всего?
- Я горжусь тем, что получила образование международного уровня, работаю в глобальной организации и могу выстраивать коммуникации на разных языках с разными людьми. Радуюсь своему спокойному характеру. А также тем, что за свои 34 года я ни разу не думала о том, что не хочется жить. Горжусь тем, что у меня есть друзья. Я не люблю жаловаться и не понимаю, когда к людям, как я проявляют чрезмерную опеку и жалость. Это часть стереотипов, что нас воспринимают за просящих и нуждающихся.

- С какими еще стереотипами приходилось сталкиваться в своей жизни?
- Несколько лет назад в Алматы я ждала своих коллег на обед. В один момент у одного из торговых центров в Алматы ко мне подошли незнакомцы и хотели дать мне денег. Я отказала им и мне стало смешно, потому что с этим сталкиваюсь не первый раз. В возрасте помладше я могла обидеться на это, но сейчас понимаю, что с этим не нужно бороться.  Напротив, нужно больше рассказывать о нас, и показывать на равных.

- Что может сделать каждый казахстанец, чтобы к людям с инвалидностью относились на равном?
- Думаю, это процесс взаимный. Важно, чтобы работа и усилия были с двух сторон. Чем больше люди с инвалидностью будут проявлять себя, свои таланты, тем больше люди без особенностей будут воспринимать их наравне со всеми.  Также необходимо стараться жить без предубеждений и осуждения. Говорить об этом легко, но важно для этого проводить разные мероприятия и больше изучать тему и важность инклюзии.

КОММЕНТАРИИ
0
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Самат Панов: «Понятие успеха для каждого индивидуально»

Во время бега приходят гениальные мысли. Например, создание бизнес-курса

Лина Овсянникова: «Теннис – моё предназначение»

Делимся с вами вдохновляющей историей успеха яркой, открытой и невероятно трудолюбивой героини нашей рубрики «Люди дела».

Диляра Сыздыкова: «Создавать экопродукт и научить этому других»
11-06-2021–

История о том, как создавался экопродукт дома и то, как он вышел за все рамки

Гаухар Киикова: «Задача родителя – быть поддержкой ребенку»

Председатель ОО «Институт детства OYNA»  Гаухар Киикова рассказала, чем отличаются американские и казахстанские школы

 

 

Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку свежих материалов от нашего сайта и будьте знакомы с интересными людьми нашей страны, а также полезными рекомендациями и лайфхаками!